Главная » Деловой мир » Плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе

Плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе

Преимущества данного дела + основные моменты при организации

Формирование ИКТ – компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

Использование ИКТ на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как:

– развитие коммуникационных компетенций у всех школьников;

– сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества;

– обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники;

– включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.

В настоящее время главной задачей учителей, становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Использование ИКТ на уроках – достаточно новое для школы явление, способствующее выполнению поставленной задачи.

Используя ИКТ на уроках, я пришла к выводу, что здесь есть как свои плюсы, так и минусы. Начнём с плюсов.

1. В сегодняшних условиях применение компьютера позволяет значительно расширить границы урока. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату.

2. Появляются новые варианты использования, казалось бы, традиционных форм.

3. Это работа самих учащихся. Ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера.

4. Облегчение физической нагрузки педагога. Вместо кипы журналов и книг с маленькими, не всегда чёткими и потому не всем видными иллюстрациями, вместо магнитофона и кассет учитель приходит на урок с диском или флеш -картой.

Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного педагогического направления.

Во-первых, техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской, магнитофоном и т.д.

Во-вторых, качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Школы не могут позволить себе дорогие проекторы. Если для урока , математики цвет объекта не важен, то на уроке окружающего мира очень.

В-третьих, погубить урок может и презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним, таких сейчас много.

Четвёртый минус вытекает из вышесказанного. На данный момент нет методического пособия по использованию ИКТ на уроках, не выявлены основные приёмы и методы работы в данном направлении, и учителю приходится интуитивно их находить. Трудно и оценивать такие уроки, ведь применить к ним классические схемы анализа трудно, а новых форм нет.

Аанализируя применение ИКТ на уроках в школе, хотелось бы обратить внимание ещё и на эти «минусы». Приведем примеры.

Пример 1. Пожалуй, самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по теме урока (слайды прекрасно оформлены, записи и рисунки отлично видны, слайд не перегружен текстом, на слайде только необходимая информация, все представлено наглядно и красочно). К сожалению, проблемы возникают и при использовании таких хороших презентаций. Вот некоторые:

1. Чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). И если на всех шести уроках используется презентация, то все шесть уроков ученики и учитель сидят при искусственном освещении, без дневного света. Нормально ли это? Естественно, нет.

2. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения.

3. Некоторые учителя объяснение нового учебного материала заменяют на переписывание учениками информации со слайда (озвучивая или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.

4. Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую.

Пример 2. Многие учителя в настоящее время активно применяют интернет в учебном процессе. Итак, пусть используются интернет-ресурсы для подготовки учениками некоторого сообщения по определенной тематике. В данном случае ученик имеет возможность относительно быстро найти необходимую информацию и в немалом объеме. Вот этот «немалый объем» и подводит многих. Сначала идет накапливание фактического материала ─ скачивается нужная информация. И это вполне закономерно. После должно следовать осмысливание, анализ, отбор интересной и действительно нужной информации и составление своего варианта сообщения. Но почему-то, как правило, это не происходит. Большой объем добытой информации воспринимается учениками как уже законченная работа. К тому же обилие материала может затянуть процесс работы в интернете.

Пример 3. Допустим, наш ученик на уроке работает на компьютере с различными учебными программными продуктами (контролирующими, тренирующими, демонстрационными, обучающими), выполняет задания с применением текстовых и графических редакторов, проводит расчеты и перерасчеты при помощи электронных таблиц, применяет базы данных и системы управления базами данных, использует электронные учебники и пособия. Тогда у этого ученика есть прекрасная возможность работать на уроке в своем темпе, а у учителя работать с учеником индивидуально и дифференцированно. Все хорошо, если не учитывать, что тогда на каждом уроке ученик вынужден много работать за компьютером. Но сколько же может ученик сидеть за компьютером!?

Получается, что если рассматривать один отдельно взятый урок в школе, то использование ИКТ ─ это замечательно. Но когда это распространится на все уроки, то зрительная нагрузка существенно возрастает.

А это имеет негативные последствия, одно из которых КЗС (Компьютерный зрительный синдром).

Компьютерный зрительный синдром КЗС делится на две группы:

Оптическая группа:

  • затуманивание зрения (снижение остроты зрения);
  • замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);
  • двоение предметов;
  • быстрое утомление при чтении.

Физическая группа:

  • жжение в глазах;
  • чувство “песка” под веками;
  • боли в области глазниц и лба;
  • боли при движении глаз;
  • покраснение глазных яблок.

Эти явления обычно объединяют термином «астенопия» (буквальный перевод — отсутствие силы зрения).

Никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. Единственное изменение, которое может происходить в органе зрения в результате такой работы — это появление (или прогрессирование уже имеющейся) близорукости.

Также хорошо известно, что ПК оказывает через наши глаза информационное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Поэтому при длительном общении с ПК по принципу «где тонко там и рвется» страдают, прежде всего, органы и процессы организма потенциально ослабленные, т. е. с недостающей энергетикой, другими словами больные или находящиеся в пограничном состоянии «здоровье — нездоровье».

Человек, работающий с ПК становится чувствительным к любым другим зрительно-напряженным видам деятельности и условиям, а именно:

— работа с документами;

— отдых в южных широтах и т. д.

Поэтому уже сегодня надо серьезно задуматься о разумной дозировке использования ИКТ на уроках в школе. Не просто бездумно насаждать, а каждый раз серьезно анализировать, что это дает учебному процессу.

Рекомендуемые комплексы упражнений

гимнастики глаз.

Первый.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 – 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 – 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 – 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторять 4 – 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторять 1 – 2 раза.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть в даль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда налево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

В связи с выше сказанным применение ИКТ получается и очень трудоёмким для учителя. Трудоёмкость для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

– В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

– У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке.

На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать.

Не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем. Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат – хорошие знания ученика, которые могут быть получены, в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе.

Мировой и российский опыт показывают, что использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом, самостоятельной подготовкой к аттестации, работой в элективном курсе другой школы, дополнительным образованием, самообразованием. Такое использование ИКТ сочетается с урочным – в форме представления учащимися своих работ и выступлений учителя, лабораторных работ и т.д. Результаты деятельности вне урока, так же как и на уроках, фиксируются в информационной среде, учащиеся могут сделать их доступными для учителей и других учащихся

Внеурочная деятельность учащегося и учителя планируется и фиксируется так же, как и урочная.

Не менее важной задачей является интеграция технологических ресурсов школы с имеющимися в семьях учащихся. Домашние компьютеры должны стать не машинами для игр и чата, а, в первую очередь, основным инструментом работы учащихся дома по курсам с ИКТ-поддержкой, что тоже учитывается в планировании и в работе с родителями.

О admin

x

Check Also

Бизнес-план по доставке воды

Вода – это каждодневная потребность и единственный продукт, который ничем нельзя заменить. Ежедневно человек должен потреблять около двух литров чистой воды. В городе с населением в 300 тысяч человек необходимо ...

Бизнес-план клининговой компании, услуг клининга скачать с готовыми расчетами

Что такое бизнес-план клининговой компании? Прежде всего, это «помощник» того человека или группы лиц, которые решили оказывать клининговые услуги населению и хотели бы сделать это прибыльным делом. В этом случае ...

Как зайти в настройки роутера? Открываем страницу с настройками любого роутера

Как зайти в настройки роутера? Открываем страницу с настройками любого роутера Если вы хотите самостоятельно настроить Wi-Fi роутер, сменить пароль, название своей беспроводной сети, или другие настройки, то в любом ...

Бизнес идея необычный цвет бизнеса

Сразу скажу: светящаяся краска – это такая краска, которая светится в темноте без каких либо источников света, а так же при УФ возбуждении (при лампах блэклайт). Основа светящейся краски – ...

Как выбрать направление бизнеса – выбираем направление в бизнесе

Глядя на успешных предпринимателей, именитых бизнесменов, порой кажется, что простому смертному никогда не подняться на те высоты, на которых они находятся. Это как будто другой мир – мир небожителей, другие ...

Заработок на контекстной рекламе: с чего начать, как заработать сайту

Зарабатывать на контекстной рекламе можно двумя способами: размещая объявления на собственном сайте и помогая владельцам бизнесов настраивать контекст на их сайты, интернет-магазины. В этой статье я подробно расскажу про оба ...

Регистрация ООО

ООО учредительные документы – регистрация и особенности ООО Общество с ограниченной ответственностью — это компания, ответственность учредителей которой ограничена размером долей в уставном капитале. В числе учредителей могут быть как ...

Продажа стройматериалов как бизнес идея

Пока человек будет нуждаться в жилье, стройматериалы будут всегда востребованы на рынке. Ремонт люди затевают при въезде в новое жилье, иначе и быть не может, жить в нормальных комфортных условиях ...

Оборудование для малого бизнеса из Китая: как купить, цена, виды

Как приобрести станки и оборудование для бизнеса у китайских производителей Многие производственные предприятия малые и крупные предпочитают приобретать оборудование для малого бизнеса в Китае. В связи с чем, есть смысл ...

С чего начать мебельный бизнес без вложений: бизнес план производства мебели

С чего начать свой мебельный бизнес — от сборки до цеха Вы когда-нибудь изготавливали мебель своими руками? Возможно тогда именно Вас заинтересует как свое мастерство и хобби превратить в источник ...

Свой бизнес: правила банного бизнеса

Инвестиции от 3 600 000 руб. Частные бани в крупных городах начали появляться довольно давно. Однако лишь в последние три года рынок стал заполняться и претерпевать существенные изменения. Всякого рода ...

Игрушки ручной работы как бизнес: 21-летняя переселенка основала собственный бренд

Игрушки ручной работы как бизнес: 21-летняя переселенка основала собственный бренд Студентка Харьковской инженерно-педагогической академии, уехав в 2014 году из Ясиноватой Донецкой области, так и не смогла вернуться домой и начала ...

Бизнес-план веб-студии

Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды предприятия. Оценка рынка потребителей и конкурентной среды. Ключевые факторы успеха фирмы, особенности ценообразования и организационная структура. Планирование сбыта производимой продукции. Отправить свою хорошую ...

Бизнес-идеи на дачном участке

Если у вас есть дачный участок, и Вы хотите начать на этом зарабатывать, то Вам потребуется выгодная бизнес-идея , чтобы вы не потратили в пустую свое время и деньги. Пошаговый ...

Бизнес идеи для малого бизнеса в Украине для начинающих: новые, свежие и оригинальные идеи создания бизнеса с нуля без больших вложений

Бизнес идеи для малого бизнеса в Украине для начинающих: новые, свежие и оригинальные идеи создания бизнеса с нуля без больших вложений, как открыть свой бизнес в маленьком городе Лето – ...

Как заработать на продаже строительных материалов

Добавлено в закладки: 0 Открываем магазин-склад по продаже бетона, кирпича, пенобетона и шлакоблока Стройматериалы оптом и в розницу как бизнес Строительный рынок в течение многих лет привлекает новых предпринимателей. Эта ...

Бизнес-план выращивания клубники: образец с расчетами, как составить готовый бизнес-план выращивания клубники в теплице круглый год с нуля

Клубника – одна из самых любимых и популярных ягод. Даже несмотря на высокую цену, ее стабильно покупают в течение всего года. После введения Евросоюзом целого ряда санкций ее поставки на ...

Как открыть салон услуг стрижки с нуля, с чего начать и сколько можно заработать (июнь 2018)

Как открыть салон услуг стрижки с нуля, с чего начать и сколько можно заработать Тренируйте мозг с удовольствием Оказание услуг по уходу за волосами, пожалуй, один из самых традиционных и ...

Бизнес-идея по разведению бабочек

Во всемирном списке насекомых, бабочки, несомненно, занимают первое место по своей красоте. Клиентура бизнеса на разведении бабочек Сколько можно заработать открыа бизнес по разведению живых бабочек Технология разведения бабочек Куда ...

528 бизнес идей в сфере услуг – какой бизнес открыть в 2018

528 бизнес-идей в сфере услуг ‒ актуальных в 2018 году. Почти каждый человек мечтает о собственном деле, но что гарантированно принесет доход? Только то, что востребовано, и это не требует ...

13 необычных видов работ, за которые в США платят огромные деньги

13 необычных видов работ, за которые в США платят огромные деньги Как правило, при мысли о поиске работы в голове сразу возникает список всем хорошо знакомых вакансий. Но в мире ...

Яндекс.Метрика